
Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
МБОУ «Большекатрасьская СОШ» Чебоксарского района является участником государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы».
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
При входе в школу для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата установлен пандус, ограждающие бортики и поручни.
В школьном туалете предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников).
Имеется сенсорная комната. Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.
Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.
Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.
Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию
Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.
Пребывание в сенсорной комнате способствует:
¾ улучшению эмоционального состояния;
¾ снижению беспокойства и агрессивности;
¾ снятию нервного возбуждения и тревожности;
¾ нормализации сна;
¾ активизации мозговой деятельности;
¾ ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Сенсорная комната используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. То есть могут приходить взрослые, заботящиеся о своём психоэмоциональном состоянии, родители с детьми любого возраста, будущие мамы, и все, кому необходим отдых. Она благотворно воздействует на человека.
В сенсорной комнате педагогом-психологом проводятся направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются
¾ различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
¾ задержки психомоторного и речевого развития;
¾ резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.;
¾ аутизм (легкие формы);
¾ адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);
¾ школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);
¾ явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);
¾ нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);
¾ психосоматические заболевания;
¾ различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.
Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов, синдром гиперактивности.
При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).
Занятия в Сенсорной комнате проводятся по следующим направлениям:
¾ Развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы и высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на достижение психоэмоциональной разгрузки, восстановлению/поддержанию психологического здоровья.
¾ Психотерапия широкого спектра психологических проблем.
¾ Психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы.
¾ Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
¾ Агрессивное поведение, вспыльчивость.
¾ Замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.
¾ Нейропсихологическая коррекция «школьных проблем» (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации).
¾ Занятия проводятся в подгруппах (2-3 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.